Психологические особенности дошкольников с ОНР

Психологические особенности дошкольников с ОНР. 

1. Особенности речевого развития детей с ОНР.

 Под термином «общее недоразвитие речи» понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У детей с ОНР в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстаёт от возрастной нормы как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь. У детей наблюдается недостаточная речевая активность и критичность к своему дефекту (коллектив научных сотрудников НИИ коррекционной педагогики Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.М.Спирова, Г.М.Жаренкова, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина, Т.Б. Филичева и др.).

 2. Особенности познавательной деятельности детей с ОНР. 

Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций у детей с ОНР (Л.И.Белякова, О.Н.Усанова, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина), показывает своеобразие их психического развития. У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного. Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем - фонематического восприятия. Нарушение фонематического восприятия отмечается у всех детей с ОНР. Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и в недифференцированности зрительных представлений, в инертности и нестойкости зрительных следов, а так же в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета. Изучение особенностей ориентировки в пространстве показало, что дети с недоразвитием речи затрудняются в основном в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта. У них так же наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле (как правило, при усложнении заданий). Особенно стойко пространственные нарушения проявляются при рисовании человека: изображения отличаются примитивностью и малым количеством деталей. Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми.
Исследования мнестической функции или памяти обнаруживают что объём их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх-четырёх ступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкций (Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, О.Н.Усанова, Э.Л.Фигередо). Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.3 Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно- логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, сниженной скорости и ловкости выполнения, отмечается в работах В.И.Селивёрстова, Т.В.Филичевой и др. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики.

3. Проблема формирования личности ребёнка с недостатками речевого развития. 

Известно, что одной из общих закономерностей нарушенного развития являются отклонения в формировании личности. Трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали Л.С.Выготский, Ж.И.Шиф, В.И.Лубовский. В процессе коррекционной работы с этими детьми важную роль играет апелляция к личности. Выявленные особенности речевого развития детей с ОНР (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера) сочетались с нарушениями коммуникативной функции, что выразилось в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения (незаинтересованность в контакте, неумении ориентироваться в ситуации общения, негативизм). По данным исследования особенностей личностного развития дошкольников с ОНР, выполненного на кафедре специальной психологии и клинических основ дефектологии МГОПУ им. М.А.Шолохова под руководством И.Ю.Левченко (2003г.), личность ребёнка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности. Система психолого-педагогического сопровождения ребёнка с речевыми нарушениями, которая предполагает тесное профессиональное взаимодействие психолога и логопеда, включает такие направления деятельности, как работа с ребёнком, работа с семьёй, работа с персоналом ДОУ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий