Психологические особенности дошкольников с ОНР.
1. Особенности речевого развития детей с ОНР.
Под термином «общее недоразвитие речи» понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у
детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне
при нормальном слухе и интеллекте. У детей с ОНР в большей или меньшей степени оказываются нарушенными
произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и,
следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстаёт от
возрастной нормы как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь.
У детей наблюдается недостаточная речевая активность и критичность к своему дефекту (коллектив научных
сотрудников НИИ коррекционной педагогики Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.М.Спирова,
Г.М.Жаренкова, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина, Т.Б. Филичева и др.).
2. Особенности познавательной деятельности детей с ОНР.
Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций у детей с ОНР (Л.И.Белякова, О.Н.Усанова, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина), показывает своеобразие их психического развития. У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного. Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем - фонематического восприятия. Нарушение фонематического восприятия отмечается у всех детей с ОНР. Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и в недифференцированности зрительных представлений, в инертности и нестойкости зрительных следов, а так же в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета. Изучение особенностей ориентировки в пространстве показало, что дети с недоразвитием речи затрудняются в основном в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта. У них так же наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле (как правило, при усложнении заданий). Особенно стойко пространственные нарушения проявляются при рисовании человека: изображения отличаются примитивностью и малым количеством деталей. Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми.Исследования мнестической функции или памяти обнаруживают что объём их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх-четырёх ступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкций (Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, О.Н.Усанова, Э.Л.Фигередо). Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.3 Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно- логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, сниженной скорости и ловкости выполнения, отмечается в работах В.И.Селивёрстова, Т.В.Филичевой и др. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий